Период времени, в течение которого перевозчик (фрахтовщик, судовладелец) предоставляет судно для выполнения грузовых операций (погрузка, выгрузка) без дополнительных к фрахту платежей называется сталийное время или сталия (laytime). Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах. Стороны чартера, могут договориться прямо о том количестве (периоде) времени, в течение которого должны быть произведены грузовые операции по судну. Иначе сталия может определяться, исходя из норм обработки груза в данном порту, путем деления подлежащего обработке количества груза на норму обработки. Правила исчисления сталийного времени содержатся в чартере.
Начало исчисления сталийного времени связывается со следующими обстоятельствами:
· прибытие судна в согласованное место в согласованный срок;
· готовность судна к выполнению грузовых операций;
· подача нотиса о готовности к погрузке/выгрузке (notice of readiness, discharging notice).
Счет сталийного времени прерывается в случаях, когда работы и вспомогательные операции, учтенные в сталийном времени не могут выполняться в следствие:
- непогоды (осадки, сильный ветер, шторм);
- форс-мажорных обстоятельств и их последствий;
- по вине судовой администрации (неисправность судовых погрузочных или разгрузочных средств, отсутствие освещения и т.д.);
- при отсутствии железнодорожных вагонов.
Окончание сталии – времени, оплаченного фрахтом, означает начало течения контрсталийного времени и уплату фрахтователем в пользу фрахтовщика специальной платы – демереджа (demurrage), если грузовые операции по судну не закончены. Диспач – это вознаграждением за выполнение погрузо-разгрузочных работ до истечения сталии. Скорее диспач является возвратом части фрахта, сэкономленного фрахтователем. Размер диспача указывается в чартере.
Необходимые условия для расчета сталийного времени приведены в таблице 13.
Таблица13. Условия чартера
1. Тип судна |
«Мирный» |
2.Порт погрузки |
Афины |
3. Порт выгрузки |
Стамбул |
4. Наименование груза |
асбест |
5. Место подачи NOR |
У причала |
6. Время подачи NOR |
В любое время суток, в любой день недели |
7. Льготный период |
WWD (weather working day), 24 cons. Hrs |
8. Норма погрузки |
2000 |
9. Норма выгрузки |
1000 |
10. Перерыв в работе порта |
Без перерыва |
11. Учет работы в исключительные периоды |
UU (если не используется) – воскресенье и праздничные дни исключаются из сталийного времени, только если они не были использованы для работы. |
12. Количество используемых причалов - в порту погрузки - в порту выгрузки |
1 1 |
13.Перешвартовка и ее продолжительность: - в порту погрузки - в порту выгрузки |
1,5 ч 1,5 ч |
14. Условия оплаты диспача |
ATS – ставка диспача равна половине демереджа |
15. Диспач |
1000 |
16. Ставка демерджа |
2000 |
Другое по теме:
Структурный анализ пассивов организаций
Источниками средств формирования имущества являются собственные и заемные средства. Одной из причин финансовой неустойчивости организации может быть высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной ...
Влияние обеспеченности авторемонтных предприятий средствами механизации на
эффективность их деятельности
Механизация технологических процессов ТО и ТР автомобилей влияет на эффективность деятельности авторемонтных предприятий, так как внедрение средств автоматизации позволяет: снизить трудоемкость и себестоимость ТО и ТР автомобилей; улучшит ...
Расчёт электрических нагрузок предприятия
Общая характеристика локомотивного депо
Локомотивное депо «Отрожка» Лискинского отделения Юго – Восточной железной дороги занимается техническим обслуживанием и ремонтом дизель-поездов и электропоездов и по надежности электроснабжения от ...