Если отключить двигатель от ведущих колес, то автомобиль будет продолжать движение по инерции (накатом). Под действием сил сопротивления движению скорость автомобиля снижается и, наконец, он останавливается. Однако торможение при этом происходит на большом участке пути. Более эффективным является торможение под действием специально создаваемой внешней силы, называемой тормозной. Тормозная сила возникает между колесом и дорогой в результате того, что тормозной механизм препятствует его вращению. Направление тормозной силы противоположно направлению движения автомобиля. Тормозная сила тем больше, чем сильнее тормозной механизм препятствует вращению колеса. Ее максимальное значение зависит от сцепления колеса с дорогой и вертикальной реакции Rz, действующей от дороги на колесо:
Ртmах = фpR
(где ф — коэффициент сцепления колеса с дорогой).
Чем больше коэффициент сцепления ф, тем больше может быть тормозная сила. Так, на асфальтовой сухой дороге (ф = 0,8) торможение более эффективно, чем на той же дороге во время дождя (ф = 0,5). Лучшее сцепление колеса с дорогой происходит при его качении. Когда колесо блокируется и скользит по дороге, коэффициент сцепления уменьшается на 20 — 30%. Этим объясняется то, что при торможении колесо надо удерживать на грани блокировки, не допуская юза. Для получения максимального значения Ртmах следует делать все колеса тормозящимися, т. е. использовать вертикальные реакции, действующие на все колеса автомобиля. Вертикальные реакции на передних и задних колесах автомобиля меняются вследствие изменения нагрузки, особенно у грузовых автомобилей, автопоездов и автобусов. Кроме того, при торможении по мере увеличения замедления вертикальные реакции на передних колесах возрастают, а на задних колесах уменьшаются. Для повышения эффективности торможения тормозные силы должны меняться в соответствии с изменением вертикальных реакций на передних и задних колесах. Тормозные системы служат для замедления движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до остановки, а также для удержания его на стоянке. Каждый автомобиль должен быть оборудован рабочей, запасной и стояночной тормозными системами. Рабочая тормозная система обеспечивает снижение скорости и остановку автомобиля, запасная тормозная система — остановку автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы, а стояночная тормозная — удержание остановленного автомобиля на месте без ограничения времени. Совокупность тормозных систем называют тормозным управлением.
Схема рабочей тормозной системы автомобиля ГАЗ-55А:
· 1 — впускной трубопровод двигателя;
· 2 — обратный клапан;
· 3 — педаль;
· 4 — главный тормозной цилиндр;
· 5 —поршень;
· 6 — возвратная пружина;
· 7 — пружина перепускного клапана;
· 8 — обратный клапан;
· 9 — перепускной клапан;
· 10 — гидровакуумный усилитель;
· 11 — воздушный фильтр;
· 12 и 14 — колесные цилиндры;
· 13 — тормоз переднего колеса;
· 15 — тормоз заднего колеса.
Рабочая тормозная система обычно приводится в действие усилием ноги водителя, приложенным к педали. Эффективность действия рабочей тормозной системы оценивают по тормозному пути — расстоянию, проходимому автомобилем на горизонтальной сухой дороге с твердым покрытием при торможении от начальной скорости 40 км/ч до полной остановки. Этот критерий в соответствии с ГОСТом наряду с максимальным замедлением принят в нашей стране в качестве нормативного измерителя тормозных качеств транспортных средств (табл. 2). Запасная тормозная система может быть менее эффективной, чем рабочая тормозная система. При отсутствии на автомобиле автономной запасной тормозной системы ее функции может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы (например, контур тормозного привода передних или задних колесных тормозов) или стояночная тормозная система. Стояночная тормозная система приводится в действие от рычага (рукоятки) рукой водителя. Она должна удерживать полностью груженый автомобиль на уклоне не менее 25 %.Вспомогательная тормозная система обязательна для автотранспортных средств полной массой свыше 12 т, а также автомобилей и автобусов, предназначенных для эксплуатации в горных районах. Вспомогательная тормозная система — тормоз-замедлитель, ограничивающий скорость движения автомобиля на длительных спусках,
Другое по теме:
Техническое нормирование операций технологического процесса
Расчёт норм времени для 005 токарно-револьверной операции.
Определение основного времени на точение:
[3, стр14];
Определение вспомогательного времени:
Вспомогательное время на токарно-револьверную операцию определяется по формуле: Тв ...
Бюджет затрат станции. Расчет эксплуатационных расходов
Бюджет затрат станции определяет денежные средства, необходимые для выполнения заданного объема работы станции.
Эксплуатационные расходы станции подразделяются на прямые расходы по видам работ и местам возникновения затрат, общие для все ...
Рассчитанные технико-экономические показатели для сравниваемых
вариантов механизации
Таблица 5.3
№
п/п
Наименование показателей
Единица измерений
варианты
Лучший вариант
1
2
1
Капитальные вложения
руб.
2190613
2250488
1
2
Фондоемкость
руб/т
1,5
1,55
1
3 ...