Так достигается самая высокая безопасность хранения и самая высокая плотность упаковки топлива. Но это и самый хлопотный, и дальний по срокам массовой реализации вариант.
Ближе к серийному производству топливные системы с баками, в которых водород хранится в газообразном виде под высоким давлением (300-350 атмосфер), либо в жидком виде, при сравнительно невысоком давлении, но низкой (253 градуса Цельсия ниже нуля) температуре.
Соответственно, в первом случае нам нужен баллон, рассчитанный на высокое давление, а во втором – мощнейшая теплоизоляция.
Первый вариант более опасен, но зато в таком баке водород может сохраняться долго. Во втором случае безопасность куда выше, но на неделю-другую водородный автомобиль на стоянку не поставишь. Точнее, поставишь, но водород хоть медленно, но будет нагреваться. Давление вырастет, и предохранительный клапан начнёт стравливать дорогое топливо в атмосферу.
Mazda выбрала вариант с баком высокого давления, BMW – с жидким водородом.
Немцы понимают все недостатки своей схемы, но сейчас BMW уже экспериментирует с необычной системой хранения, которую будет ставить на следующие свои водородные машины.
Пока автомобиль эксплуатируется, из окружающей атмосферы вырабатывается жидкий воздух и закачивается в промежуток между стенками водородного бака и внешней теплоизоляцией.
В таком баке водород почти не нагревается, пока испаряется жидкий воздух во внешней «рубашке». С таким устройством, говорят в BMW, водород в бездействующей машине может сохраняться почти без потерь примерно 12 дней.
Следующий важный вопрос – способ подачи топлива в двигатель. Но здесь сначала нужно перейти, собственно, к автомобилям.
BMW уже несколько лет эксплуатирует целый флот из опытных водородных «семёрок». Да, баварцы перевели на водород именно флагманскую модель.
Заметим, первый автомобиль на водороде BMW построила в 1979 году, но лишь в последние несколько лет фирма буквально взорвалась новыми водородными авто.
В рамках программы CleanEnergy в 1999-2001 годах BMW построила несколько двухтопливных (бензин/водород) «семёрок».
Их 4,4-литровые V-образные 8-цилиндровые двигатели развивают на водороде 184 лошадиные силы. На этом топливе (ёмкость в последней версии авто составляет 170 литров) лимузины могут пройти 300 километров, и ещё 650 километров – на бензине (в машине оставлен стандартный бак).
Также компания создала 12-цилиндровый двухтопливный двигатель, а ещё оснастила 4-цилиндровым 1,6-литровым водородным движком экспериментальный MINI Cooper.
Сначала компания развивала впрыск газообразного водорода во впускные трубы (перед клапанами). Потом экспериментировала с непосредственным впрыском газообразного водорода (под большим давлением) непосредственно в цилиндр.
А позже объявила, что, по всей видимости, впрыск жидкого водорода в область перед впускными клапанами, – самый многообещающий вариант. Но окончательный выбор не сделан и изыскания в этой области будут продолжены. У Mazda своя гордость: она приспособила под водород свои знаменитые роторные двигатели Ванкеля.
Впервые такую машину японская компания построила в 1991 году, но это был чистый концепткар от бампера до бампера.
А вот в январе 2004 года разорвалась бомба. Японцы показали водородный (а точнее – двухтопливный) вариант своего знаменитого спорткара RX-8.
Его роторный мотор с собственным, кстати, именем RENESIS, завоевал титул «двигатель 2003 года», впервые в истории обставив на этом международном конкурсе классических поршневых соперников.
И вот теперь RENESIS научили «есть» водород, сохранив и бензиновое питание. При этом японцы подчёркивают преимущество двигателя Ванкеля при такой конверсии.
Перед впускными окнами в корпусе роторного мотора – масса свободного места, где в отличие от тесной головки цилиндра поршневого ДВС легко разместить форсунки. Их две на каждую из двух секций RENESIS.
В двигателе Ванкеля полости всасывания, сжатия, рабочего хода и выхлопа разделены (в то время как в обычном моторе – это один и тот же цилиндр).
Потому здесь не может произойти случайного преждевременного воспламенения водорода от «встречного огня», да и форсунки для впрыска работают всегда в благоприятной (в смысле долговечности), холодной зоне мотора. На водороде японскийВанкель развивает 110 лошадиных сил – почти вдвое меньше, чем на бензине.
Вообще-то, в расчёте на вес водород энергетически более «содержательное» топливо, чем бензин. Но таковы настройки топливных систем, выбранные инженерами Mazda.
Итак, BMW и Mazda нанесли двойной удар по стану сторонников топливных элементов.
Хотя стоимость последних постоянно снижается, а технологии совершенствуются, не исключено, что именно серийные ДВС на водороде откроют новую эру на дорогах планеты.
Вот прогноз баварцев.
В последующие три года водородные заправки (хоть по одной) построят во всех западноевропейских столицах, а также на самых крупных трансъевропейских магистралях.
Другое по теме:
Расчёт количества погрузочно
– разгрузочных механизмов на грузовом дворе и промышленных предприятиях
В соответствии с номенклатурой грузов и контейнеров для организации грузовых работ потребуется несколько типов погрузочно-разгрузочных механизмов.
Для 3- и 5-тонных контейнеров используется электрокозловой кран (двухконсольный) КК-5 (гру ...
Характеристика состава транспортного потока и интенсивности
движения
Исходными данными является посчитанная интенсивность, а также временной интервал между автомобилями за каждый цикл (см. таблица 1).
Таблица 1 - Исходные данные.
№ цикла
направление ул. Климасенко (со стороны маг. "Успех" ...
Периодичность и сроки технического обслуживания и ремонта электрических машин
В пунктах формирования и оборота пассажирских поездов должны производить следующие работы:
- осмотр приводов по прибытии поезда;
- очистку, осмотр и дефектацию;
- замену отказавших узлов и деталей.
При проследовании поезда через пункт ...