Основные неисправности электрических машин

Информация » Проведение ремонта электрического оборудования подвижного состава » Основные неисправности электрических машин

Страница 1

Обнаружение неисправностей. Наиболее распространенными неисправностями обмоток статора генераторов переменного тока и асинхронных электродвигателей являются обрывы выводных проводов и проводов секций обмотки, межвитковые замыкания и замыкания на корпус.

При коротком замыкании через короткозамкнутые витки, катушечную группу или катушку течет большой ток, который вызывает чрезмерный местный перегрев обмотки. Работа такой машины сопровождается сильным гудением и неравномерным распределением тока по обмоткам. В асинхронных двигателях поврежденную фазу находят, измеряя ток во всех трех фазах. Короткозамкнутые витки можно обнаружить при помощи электромагнита, питаемого переменным током, так же как это осуществляется при определении короткозамкнутых витков или секций в обмотке якоря. Когда паз с короткозамкнутыми витками перекрывает стальная пластина, она начинает сильно вибрировать. Передвигая электромагнит по всему статору, можно проверить все его секции.

Обрыв в обмотке, соединенной в «звезду», может быть обнаружен по отсутствию тока в одной из фаз. При соединении обмотки в «треугольник» ток в двух подведенных проводах, между которыми находится оборванная фаза, будет значительно меньше, чем в третьем проводе. Поврежденную фазу находят, пользуясь мегаомметром или контрольной лампой, предварительно отсоединив отдельные фазы обмотки друг от друга.

Замыкание на корпус можно обнаружить путем осмотра по повреждению изоляции обмотки или мегаомметром. Чтобы найти место повреждения; измеряют величину падения напряжения между отдельными частями обмотки и корпусом. Показания милливольтметра будут наименьшими при касании к двум концам поврежденной катушки. Замыкание на корпус устраняют, восстанавливая изоляцию или заменяя поврежденную катушку.

При обнаружении обрывов в фазах обмотки, межвитковых замыканий и замыканий на корпус частично или полностью перематывают статор. Чтобы облегчить извлечение катушек из пазов и предохранить их от повреждений, статор нагревают (током или в сушильном шкафу) до температуры 70—80° С. Затем при помощи выколотки и деревянного молотка выбивают текстолитовые клинья, разрезают и снимают изоляцию межкатушечных соединений обмотки статора, разъединяют катушки, вынимают их из пазов. Пазы статора очищают от старой изоляции, проверяют состояние стальных пакетов, зачищают заусенцы.

Многовитковые катушки статорных обмоток изготовляют путем намотки на шаблоны изолированного провода соответствующей марки. Для этого используют станок с двумя подвижными шаблонами. Шаблоны раздвигают и закрепляют в соответствии с размерами наматываемой катушки. Чтобы придать катушке нужную форму, лобовые ее части изгибают на шаблонах по радиусу. Катушки крепят в пазах текстолитовыми клиньями, забиваемыми деревянным молотком.

Соединяют катушки, заложенные в пазы, пайкой или сваркой оплавлением. Сварка оплавлением может быть применена для соединения проводов диаметром от 0,8 мм и выше.

Свариваемые концы проводов предварительно скручивают и соединяют с одним из зажимов понижающего трансформатора (рис. 6, а), к другому зажиму присоединяют угольный электрод.

Когда угольным электродом касаются скрутки, концы проводов оплавляются и свариваются. Для пайки проводов твердыми припоями используют паяльные клещи (рис.6, б). В этом случае очищенные и облуженные концы соединяемых проводов вводят между электродами клещей, разогревают до темно-красного свечения и спаивают медью.

Волокнистые изоляционные материалы, применяемые в электрических машинах и аппаратах (ткани, ленты, оплетка проводов, электрокартон и др.), обладают гигроскопичностью, т. е. способностью впитывать влагу из окружающей среды. Поэтому электрическая прочность изоляции, обмоток электрических машин и аппаратов, эксплуатирующихся в условиях повышенной влажности (например, под вагоном или внутри неотапливаемого вагона, находящегося в отстое или при длительном хранении), снижается. Состояние изоляции обмоток определяется ее сопротивлением, которое для электрических машин и аппаратов, установленных на вагонах (кроме аппаратуры высоковольтного отопления), должно быть не менее 0,5 МОм. При уменьшении сопротивления изоляции ниже этого значения обмотки машины или аппарата сушат пропускаемым по ним током, горячим воздухом или инфракрасными лучами.

Чтобы повысить надежность электрических машин и аппаратов, их обмотки пропитывают специальными изоляционными лаками после каждого ремонта (частичная или полная замена обмотки, устранение повреждений изоляции и пр.), а также после сушки машины или аппарата, если сопротивление изоляции снова уменьшается через небольшой период эксплуатации. Пропитка специальными лаками волокнистых изоляционных материалов (хлопчатобумажная или шелковая пряжа, ткань и лента, изоляционная бумага и картон) повышат нагревостойкость, влагостойкость, химическую стойкость, теплопроводность, электрическую и механическую прочность изоляции и, следовательно, срок ее службы.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportgood.ru